В несколько прошедших кризисных лет значительное число автовладельцев (действующих и потенциальных) не имели возможности выделить достаточно денег на покупку нового автомобиля (первого или в качестве замены). Ситуация привела к падению продаж на первичном рынке, росту интереса к подержанным авто. Тенденция превратилась в мировую – к примеру, в Германии суммарный объем вторичного рынка (в денежном измерении) превысил аналогичные показатели первичного более чем вдвое.
В России наблюдался еще бОльший перекос. Но покупатели подержанного транспорта в Европе, Японии, США могут рассчитывать на соблюдение некоторых правил, соблюдение законов, порядочность продавцов. На авторынках страны положение сложнее – соответствие указанных в объявлениях о продаже сведений реальным не гарантирована абсолютно.
При покупке будущий владелец обращает внимание на множество параметров, прежде всего – цену, год выпуска, пробег автомобиля. По последним делают косвенное заключение о техническом состоянии, прогнозируют уровень дальнейших расходов на ремонт, содержание, обслуживание автомобиля.
Большинство покупателей подержанных машин знают приводимые в прессе и на сайтах в интернете данные статистики, показывающие, что в 90% случаев показания одометра выставленного на продажу автомобиля отличаются от реальных. Изменить отображаемый пробег — действие несложное для подготовленного, владеющего техникой специалиста, но сулящее продавцу возможности получить значительную выгоду.
Счетчики корректируют:
Иногда «накрученные» показатели способствуют повышению цены на авторынке. К примеру, автомобиль с пробегом 110 тыс.км с пройденными обязательными ТО приобрести выгоднее, чем проехавший 90 тыс., которому серьезное обслуживание предстоит.
Изменения показателей производят различными способами, в зависимости от типа прибора.
Для механических используют:
Для электронных приборов единственный путь – запись в ячейки памяти, хранящие информацию о пробеге, исправленных значений. В зависимости от конструкции бортового компьютера задача может оказаться простой или практически невыполнимой. К примеру, на большинстве автомобилей выпуска до 2003 г. аппаратная организация и программное обеспечение бортового компьютера позволяли корректировать данные пробега, напрямую подключаясь к разъемам блока с ПК через несложный адаптер. Возможен альтернативный вариант — перепрошивка программы и данных на демонтированном блоке. Подобные услуги широко рекламируются на сайтах в сети, обходятся владельцу в сумму 50-400 долларов.
Для более современных автомобилей найти решение сложнее. Обилие электронных устройств, являющихся частью единой системы (бортового компьютера) приводит к дублированию информации в нескольких местах (к примеру, данные пробега могут протоколироваться, кроме основного блока в системе ABS). Сброс (перезапись) содержимого только определенных ячеек памяти блока не приводит к нужному продавцу результату. Поэтому многие специалисты частных сервисных центров, предлагавшие услуги коррекции показаний электронных одометров на более ранних моделях, берутся за выпускаемые сейчас автомобили неохотно, а стоимость работ значительно возросла.
Если скрученный пробег сулит значительную прибыль, недобросовестный продавца не останавливают экзотические варианты исправления показаний – например, полная замена механического одометра или электронного блока.
Соответственно, покупателю приходится полагаться на опыт, знания, интуицию при осмотре автомобиля или пользоваться доступными сервисами или аппаратными средствами для получения точных сведений о пробеге.
Методика появилась благодаря распространению электронных баз данных, хранящих информацию об транспортных средствах во многих организациях – ГИБДД, страховых компаниях, сервисных центрах, исполнительных службах.
Значительную часть информации имеет возможность получить самостоятельно любой пользователь при наличии доступа к интернет. К примеру, на официальном сайте Госавтоинспекции на странице проверки автомобилей (по адресу https://гибдд.рф/check/auto/) доступны сведения:
Для получения данных требуется ввести VIN-код.
Находящийся в свободном доступе ресурс Российского Союза Автостраховщиков (РСА) https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/bsostate.htm предоставляет информацию об ОСАГО, других видах страхования.
На сайте Федеральной Нотариальной Палаты (https://www.reestr-zalogov.ru/state/index#/) доступны сведения о нахождении авто в залоге.
Объема приведено информации достаточно, чтобы провести множество проверок машины, которую планируется приобрести. Однако сведений о пробеге ресурсы не содержат. Получить их предлагают специализированные сервисы, обращающиеся к перечисленным ресурсам и базам данных других организаций.
Наиболее подробную информацию предоставляют несколько сайтов.
Проверка проводится по госномеру или VIN. Кроме базовой информации, входящей в бесплатный краткий отчет (марка, модель, год выпуска, государственный регистрационный номер, VIN), в полном отображаются:
Бесплатно по VIN или госномеру отображается марка и модель автомобиля, год выпуска, тип, объем мощность двигателя.
Подробный полный отчет предоставляется на платной основе (на июль 2018 г. стоимость – 394 руб.), содержит тот же набор сведений, что в предыдущем варианте (доступны пробеги автомобиля по данным диагностических карт при прохождении техосмотров). Дополнительно отображаются прохождения техосмотров, расчет ремонтных работ по страховым случаям.
Аналогично организован сайт https://avtobot.net/ Особенность состоит в плавающей цене отчета в зависимости от найденной по запросу информации.
Работает только по VIN-коду. Отображает базовые сведения об авто, список оборудования, подробную историю. Обращается к зарубежным сервисам, что позволяет включать в пробеги и историю сведения об эксплуатации ТС в США, Голландии, Бельгии.
Информация платная, сумма зависит от включенных в отчет записей. Базовая (без зарубежной истории) стоимость лежит в пределах 7-8 долларов США.
На платной основе предоставляют информацию зарубежные сервисы. Например, узнать пробеги, отследить историю ввозимого из США транспорта возможно на портале Carfax (русскоязычная версия https://www.carfax.eu/ru).
За единичный отчет требуется оплатить 37,95 Евро.
Для европейских авто источником сведений послужит сайт https://www.autocheck.com/. Поиск для просмотра пробега, истории осуществляется по VIN (или US License Plate). Стоимость получения результатов одиночного поиска – 24.99 доллара США.
Принцип работы сервисов практически не отличается. Для получения сведений необходимо:
Из бесплатных сервисов выделяются:
Информация о пробеге авто, ввозимого из-за рубежа, отражается в таможенных документах. Особенно актуальным является способ для японских машин – поиск по базам с использованием указанных выше сервисов возможен не всегда (фактически, справляется с задачей только autocod.ru).
Актуальные сведения приводятся в аукционных листах (если не наблюдается признаков подделки). Отражаются реальные цифры в сервисных книжках, диагностических картах.
На машинах, оснащенных ЭБУ необходим общий стандарт хранения, считывания диагностической информации. OBD II (от англ. on–board diagnostics) является протоколом доступа к накопленным бортовым компьютером данным. Для считывания необходим аппаратный сканер.
Фактически, сканер включает:
Производители предлагают устройства (адаптеров) нескольких классов – от специализированных профессиональных, предназначенных для отдельных марок, модельных рядов, моделей, до универсальных. Последние уступают по набору функций, но выигрывают простой применения и доступной ценой.
Представитель этого класса — OBDII ELM 327. Устройство подключается к диагностическому разъему, работает под управлением специального ПО, версии которого доступны для персональных компьютеров и мобильных устройств на базе Android и iOS.
Применение комплекса основано на считывании показателей пробега (доступны и множество других функций) из всех модулей бортового компьютера, предназначенных для хранения информации.
Как правило, при «скручивании» пробега модифицируют данные, содержащиеся в блоке, отвечающем за визуализацию показаний на панели приборов. Реальный пробег хранится в отдельном модуле, а также устройства управления электронных узлов и систем (блоке управления АБС, раздаточной коробкой, автоматической трансмиссией, иногда даже в памяти ключа).
Настройки индивидуальны, в зависимости от модели автомобиля, используемого ПО.
Общий алгоритм включает:
При подсоединении адаптера с управляющим компьютером (мобильным устройством) к разъему диагностики, подаче питания в бортовую сеть, старте ЭБУ на экране отображаются реальные данные. Подробности о настройках ELM 327 с программой Torque в видео ниже:
Реальный пример для Лачетти:
Аналогичные возможности предоставляет Delphi DS150E
Оценка реального пробега по косвенным признакам основана на степени износа узлов и деталей машины в процессе эксплуатации. При покупке реальное состояние отразит множество мелочей.
Осматривают пластик или ковролин в тоннеле. Мойщики даже в процессе полной чистки салона как правило, тщательное обработку здесь не проводят. А контакт с обувью, реагентами неизбежно оставляет следы. Менять покрытие полностью – дорого. Следовательно, неестественная чистота свидетельствует о намерении скрыть реальное состояние, неудовлетворительное состояние – признак «намотанных» 100-150 тыс.
Водитель неизбежно контактирует с рулем, педалями, кнопками управления, рычагами переключения. Потертости рулевого колеса, отполированные накладки на педалях, стертые пиктограммы – признаки солидного (100 и более тыс.) пробега. Настораживают новые детали и элементы оформления – меняют их при полном износе (или специально перед продажей, чтобы скрыть реальное состояние).
Пристального внимания требует водительское место, слева, ближе к двери. В этом районе износ наиболее заметен. Появление крупных замятостей на тканевой обивке – под 200 тыс.км., на кожаной – больше 100-150 тыс.
Крупные царапины невозможно зашлифовать, их наличие свидетельствует о серьезном пробеге авто. Замену стекол отслеживают по маркировке даты изготовления.
Торможения приводят к износу поверхностей, после 100-150 тыс. отчетливо просматривается бортик высотой 2-3 мм.
50-100 тыс. пройденных километров оставляют явные следы на внешней поверхности от ударов песчинок, камешков, насекомых.
Чем больше пробег, там темнее и толще налет рыжего цвета на трубах. До 30 тыс. явление практически незаметно.
Лакокрасочное покрытие, особенно под воздействием частиц пыли, грязи, песчинок неизбежно повреждается. Сколы, трещины, ржавчина в районе порогов, дверей, бамперов свидетельствуют о солидном количестве пройденных километров. Свежая краска тоже должна насторожить.
Однако по косвенным признаком (а пробег относится именно к таким) судить о техническом состоянии автомобиля можно только приблизительно. Лучшим выходом является полная диагностика в сервисном центре перед покупкой – дополнительные вложения сэкономят значительные суммы при эксплуатации, обслуживании.
В сети достаточно историй о продавцах, проводящих тщательную предпродажную подготовку со скручиванием одометра, заменой деталей внутреннего оформления, косметическими работами, в результате которых автомобиль принимает идеальный вид. Подобные мероприятия и в стиле компаний-посредников, предоставляющих гарантии (обычно, полугодовые) на проданные авто с пробегом. Выявит недостатки такой машины визуально или по данным с сервисов проверки по ВИН трудно. Реальное состояние отразит только компьютерная аппаратура диагностических стендов.
Источник:autoepoch.ru